Женщины-воительницы: амазонки

27.10.2018   женщины   история

Главной ударной силой африканского государства Дагомея являлись женщины-воительницы. Откуда они взялись и куда делись — в нашем материале.

Женщины-воительницы: амазонки

Благодаря древним грекам нам известно, что в стародавние времена существовало племя амазонок. Те воительницы в мастерстве смертоубийства составляли достойную конкуренцию прославленным представителям мужского пола. Но то было давно. В XIX веке в африканском государстве Дагомея в армии служили свои амазонки. От них страдали не только соседние племена, крепко досталось французам. Так крепко, что европейцам потребовались две полноценные войны, чтобы захватить воинственное государство.

Как ошарашить французов?

Женщины-воительницы: амазонки

До Западной Африки европейские колонизаторы добрались во второй половине XIX века*. Главными действующими лицами были французы, но на их пути встала маленькая и гордая Дагомея. Европейцы, привыкшие к тому, что их планы легко реализуются, сопротивления не ожидали. Наивные! Они не знали, что ввязались в войну с «африканской Спартой».

В 1890 году началась Первая франко-дагомейская война. И этот период вряд ли захочется вспоминать европейцам. В первом по-настоящему серьезном сражении они потерпели поражение. Затем еще одно. И еще. Командиры в недоумении чесали затылки, выжившие солдаты топили пережитый ужас в алкоголе. Генерал Альфред Амеде Доддс писал в мемуарах: «Когда французские солдаты увидели, с кем им предстоит воевать, они оторопели. Они не понимали, как воевать с дамами».

Но гибель боевых товарищей вкупе с убедительными воззваниями командования сумели внести нужные корректировки в мировоззрение солдат. Формально в этой войне победили французы. Но до полного покорения Дагомеи было еще очень далеко. И вскоре кровь африканцев и европейцев полилась вновь…

Из охотниц в воительницы

Женщины-воительницы: амазонки

Первый король Дагомеи Хоуэгбаджа, правивший с 1645 по 1685 год, сделал столицей страны город Абомей. Власть его была всеобъемлющей и священной. А предкам правителя народ приносил жертвы, дабы в умах не было и малейшего сомнения в божественном происхождении своего лидера.

Больше всего Хоуэгбаджа любил богатство и власть. Но маленькая территория не могла утолить его потребности, и Дагомея стала страной-агрессором. Бесконечные войны, работорговля, покупка у европейцев огнестрельного оружия — это «серые» будни государства. Новый правитель сменял на троне предыдущего, а милитаристская политика продолжалась. Земли присоединялись, а рабы продавались.

Но, как говорится, не всегда коту масленица. Войны привели к дефициту солдат-мужчин. И тогда взгляд правителя, чье имя затерялось в истории, обратил внимание на женщин. Их объединили в особый отряд и научили убивать. Дагомейки стали телохранителями короля. Это первая версия.

Вторая гласит, что издавна дагомейские женщины являлись охотницами на слонов. В этом ремесле они не знали себе равных. И однажды одна из женщин заявила, что лучше бы они людей убивали, а не животных, мол, было бы больше пользы. Правитель согласился и сформировал из них отдельную боевую единицу.

Женщины-воительницы: амазонки

По третьей версии, с самого существования Дагомеи охрану королей составляли исключительно женщины. Это объяснялось тем, что мужчины не имели права находиться ночью в дворце правителя. На женщин, что опять-таки логично, запрет не распространялся.

В общем, точно не известно, по какой причине в стране появились черные амазонки, но они появились, и это факт.

Дагомейские воительницы называли себя мино (mino; по другой версии — n’nonmiton), что можно перевести как «наши матери». Изначально стать мино было крайне сложно. Женщина должна была не только соответствовать определенным физическим требованиям (сила, выносливость, здоровье), но и быть красивой. Для тех, кто проходил отбор, начинался ад. Наставники — воительницы-ветераны — учили девушек владеть оружием и терпеть боль. Особое внимание уделялось умению управляться с мачете. А экзамен — обезглавливание противника — сдавали все. Кстати, отрубание головы являлось главной фишкой амазонок.

Помимо этого, воительницы проходили специальный курс упражнений с элементами гимнастики. Они учились карабкаться по стенам, обвитым колючей акацией. «Зачет» ставили, если девушка никоим образом не демонстрировала боль. Существовала практика многодневных марш-бросков по джунглям. Из оружия разрешалось брать с собой лишь мачете. Конечно, многие не выдерживали таких нагрузок и «вылетали». Но их место занимали другие. Ведь служба гарантировала и статус, и влияние, и обеспеченную жизнь.

Женщины-воительницы: амазонки

В амазонки брали и детей, и взрослых. Причем как по собственной воле, так и принудительно. Например, отец мог сдать в армию дочь, а муж — жену. Для этого необходимо было сообщить правителю о дурном характере своего ребенка или супруги.

Воительницы получали в стране полусвященный статус и считались женами короля. Любые отношения с другими мужчинами запрещались. Более того, представителям противоположного пола на них и смотреть запрещалось. Британец Стэнли Альперн, автор трактата о Дагомее и ее воительницах, писал: «Когда амазонки выходили из дворца, перед ними обязательно шла рабыня с колокольчиком. Звон колокольчика говорил каждому мужчине, что нужно свернуть со своего пути, удалиться на некоторое расстояние и смотреть в другую сторону».

Пик славы воительниц пришелся на время правления короля Гезо (1818−1858 годы). Он мечтал о новых территориальных приобретениях и славе величайшего правителя Дагомеи. Траты на армию сильно возросли. А поскольку главным гарантом своего триумфа Гезо считал мино, то их численность тоже резко увеличилась. Амазонки составляли треть всей его армии, то есть примерно 6000 человек. Изменились правила отбора и подготовка. Теперь красивую, но слабую девушку в амазонки не брали. А вот наоборот — да. Гезо распорядился не обращать внимания на внешность, главными критериями теперь стали сила и здоровье.

Женщины-воительницы: амазонки

Свидетельства путешественников того времени говорят об исключительности этих воинов. Так, в 1863 году английский исследователь Ричард Бартон, решивший наладить торговые отношения с Дагомеей и основать здесь британскую миссию, имел возможность понаблюдать за свирепыми мино, обезглавливающими врага. Бартон отметил: «У этих женщин были настолько хорошо развиты скелет и мышцы, что только по наличию груди можно было определить пол».

В наиболее сложный период для страны трон занял король Беханзин. Он активно закупал в Германии огнестрельное оружие и пушки, распорядился создать отряд женщин-шпионов. Под видом нищенок, торговок или проституток они пробирались к врагам и добывали важную информацию.

Женщины-воительницы: амазонки

В 80-х годах XIX века французы стали частыми гостями в Дагомее. Беханзин, конечно, демонстрировал им всю мощь своей страны. Офицер Жан Байоль вспоминал: «Я видел, как девочка-подросток Наниска осуществила свое первое испытание — убийство. Она подкралась к связанному пленнику со спины, взмахнула большим ножом, и его голова покатилась к ее ногам. Под рев толпы она подняла свой страшный трофей и слизнула кровь жертвы с оружия».

Одеждой мино того времени были длинные синие туники с поясом и мешковатые брюки. Черепа выбривались и увенчивались маленькой белой короной. Снаряжение варьировалось в зависимости от специальности. Воины, вооруженные винтовкой, составляли основную часть войск, кроме того, в арсенал входили короткий меч и кинжал. Также в армии были лучники и сабельщики — оружие последних представляло собой лезвие длиной 45 см на 60-сантиметровой ручке. Управляли им, держа обеими руками и размахивая перед собой. Жуткое и эффективное оружие.

Но французы были уверены, что амазонки — это показуха, хитрый ход короля, который хотел испугать европейцев. Как же они ошибались…

Последняя битва

Женщины-воительницы: амазонки

Вернемся к войне с французами. Упомянутый Байоль в одном из сражений случайно заметил ту самую Наниску. В тот момент она отрубала голову командиру стрелков. После битвы француз сумел обнаружить ее тело. Он вспоминал: «К ее левому запястью был привязан боевой топорик с изогнутым лезвием, на котором были нанесены магические символы. В правой руке она сжимала ствол карабина, украшенный раковинами каури».

Когда Первая война завершилась, Беханзин начал тратить еще больше денег на вооружение. Он понимал, что французы не остановятся. И был прав. Те почти сразу начали Вторую франко-дагомейскую войну, которая длилась с 1892 по 1894 год. В этот небольшой временной отрезок уместилось более двух десятков сражений. Дагомейские женщины и мужчины старались, но прыгнуть выше головы у них не получилось. К окончанию войны погибли почти все мино — «самые страшные женщины на земле», как их называли и военные, и журналисты. Эту славу поддерживали соответствующими публикациями. В одной из французских газет, к примеру, был напечатан рисунок с изображением мино, пытающейся загрызть офицера. Делалось это с одной целью — оправдать завоевание Дагомеи в глазах обывателей. Выжившие амазонки перешли к тактике партизанской войны: под видом проституток они проникали в лагеря и резали солдатам глотки по ночам…

Эпилог

Женщины-воительницы: амазонки

Король Беханзин был депортирован 30 марта 1894 года французскими властями на остров Мартиника, где прожил со своей семьей и свитой до 1906 года. После переехал в Алжир, где и умер от пневмонии почти сразу. Дагомея же в 1899 году вошла в состав французских земель Западной Африки. Добро на это дали Германия и Великобритания — соседи по колониям. Независимости стране пришлось ждать более полувека. И первое время государство носило название Республика Дагомея. Современное название — Бенин — появилось уже в 70-х годах. О былой славе мино в наши дни вспоминают лишь по праздникам. Женщины надевают костюмы и исполняют ритуальные танцы. По официальной версии, последняя черная амазонка по имени Нави умерла в 1979 году. Ей к тому времени было основательно за сто.

*Дагомея была известна белым и раньше. В XVII—XVIII вв.еках именно сюда приплывали американские корабли за рабами, и короли Дагомеи регулярно продавали своих подданных в неволю. Побережье получило название «рабское». Собственно, это и дало повод появиться в регионе французам — исключительно в целях гуманизма и просвещения. Так считалось по крайней мере (прим. ред.).

Источник