Почему актриса Евгения Глушенко часто отказывалась от ролей
06.09.2018 биографии актеры
4 сентября исполнилось 66 лет замечательной актрисе театра и кино, народной артистке Р Ф Евгении Глушенко. Она сыграла больше 25 ролей в кино, но зрители помнят ее по одной роли — в фильме «Влюблен по собственному желанию». Таких вершин в ее творческой биографии могло бы быть намного больше, но актриса сама часто отказывалась от предложений режиссеров, и на это у нее были свои причины…
Евгения Глушенко в молодости | Фото: kino-teatr.ru
Зрители могли бы вообще никогда не увидеть ее на экранах. Евгения Глушенко росла очень застенчивой, и родители отдали ее в драмкружок для того, чтобы девочка преодолела свои комплексы и смущение в общении с людьми. Занятия настолько ее увлекли, что вскоре она начала пропадать в Доме пионеров целыми днями. Тем не менее после окончания школы она собралась поступать в педагогический институт. Узнав об этом, ее педагог убедил ее попробовать свои силы в театральном вузе.
Преодолев застенчивость, Евгения с первого же раза поступила в театральный институт Ростова-на-Дону, а уже через год отправилась покорять столицу. Ей удалось поступить в Щепкинское училище, после чего ее приняли в труппу Малого театра, где она проработала 18 лет. За это время она сыграла около 25 ролей.
Кадр из фильма *Неоконченная пьеса для механического пианино*, 1976 | Фото: tele.ru
Кинодебют Евгении Глушенко состоялся в 16 лет. Тогда она познакомилась с начинающим режиссером Никитой Михалковым, который тогда снимал свою дипломную работу «А я уезжаю домой». Главная роль в этом фильме не принесла популярности молодой актрисе — работу признали не годной к защите по политическим мотивами, и зрители не увидели Глушенко на экранах.
С тех пор прошло 10 лет, и Михалков снова пригласил Глушенко на главную роль в свой фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино». Правда, на тот момент он уже успел забыть ту девушку, которая снялась в его дипломной работе, и знакомился с ней заново. Актриса вспоминала: «Нас познакомили: вот, мол, молодая артистка. Михалков спросил, где я работаю, а, узнав, что в Малом театре, состроил ироничную гримасу и пренебрежительно хмыкнул. Это задело меня, словно заноза засела. «Ну ладно, — думаю, — надо ему доказать». После чего были репетиции, а затем — кинопробы: три, в разные дни. Я понимала, что у меня ничего не получается. «Ну и ладно, — думала, — не очень-то и надо». На последней пробе Михалков велел актрисе сыграть финальную сцену — в воде. Как рассказывала Глушенко, она искренне сказала: «Я не смогу. Я не знаю как, не понимаю, что вы хотите от меня». А он ответил: «Ничего не хочу». И попросил записать текст на бумажку и читать его, не фиксируя внимания на камере. «И когда я начала читать: «Мишенька, муж мой любимый», — вдруг стала рыдать. Так со слезами и дочитала». После чего Михалков сказал: «Вот так тебе надо сыграть в кино!».
Актриса с семьей | Фото: 24smi.org
Роль Сашеньки Платоновой изменила не только ее творческую, но и личную судьбу. Партнером актрисы по съемкам был Александр Калягин, который к моменту завершения съемок понял, что не может обходиться без Евгении не только на площадке. Правда, любовь пришла гораздо позже, и на свидание он решился пригласить ее только спустя год. А спустя еще два месяца сделал ей предложение. Глушенко была так трогательна и убедительна в этой роли, что тогда в нее влюбился не только Калягин. В прессе один за другим публиковали восхищенные отзывы: «Она сумела передать любовь до умопомрачения, до полнейшей потери рассудка, когда у человека нет желания думать о себе, все мысли — только о своем любимом», «актриса смогла показать высшую силу беззаветной любви, когда даже не прощаешь своего любимого за все его предательства и грехи, а просто не замечаешь их, то есть, не видишь саму причину, за что следовало бы простить».
Евгения Глушенко в фильме *Влюблен по собственному желанию*, 1982 | Фото: kino-teatr.ru
Евгения Глушенко всегда была профессионалом с большой буквы. В отличие от большинства актрис, ее не волновало то, насколько привлекательно она выглядит на экранах, — важнее было другое: смогла ли она передать саму суть образа. И это ей удавалось блестяще. В полной мере ее талант раскрылся в фильме «Влюблен по собственному желанию», где актрисе предложили сыграть роль дурнушки. Режиссер Сергей Микаэлян поначалу решил, что Глушенко не подходит для этой роли — по сценарию, героиня должна была быть худощавой и длинноносой. Но на пробах Глушенко была так органична, что режиссер позволил ей доработать образ на свое усмотрение, после чего называл ее лучшей актрисой в его творческой биографии.
Режиссер не уставал удивляться тому, что «ее ничуть не смутило, когда мы стали превращать ее в дурнушку». Евгения Глушенко безропотно переносила все «издевательства» гримеров: ее волосы затянули в нелепый пучок, кожу испортили латексными прыщами, фигуру «утолстили» поролоновыми накладками. «Я ходила, как хоккеист», — говорила актриса. И ее «серая мышка» заворожила не только героя Олега Янковского, но и миллионы зрителей. Эту роль многие критики называли вершиной ее творческой биографии. Фильм закупили 26 стран, он собрал множество призов на международных конкурсах, а Глушенко получила приз «За лучшее исполнение женской роли» на Международном кинофестивале в Варне и «Серебряного медведя» на Международном кинофестивале в Западном Берлине.
Правда, сама актриса лучшей наградой считала не почетные призы международных кинофестивалей, а признание зрителей. Однажды к ней после спектакля подошла женщина и сказала, что Глушенко вместе с ее героиней спасла ей жизнь. «Эти слова прямо в самую душу мне проникли, — рассказывала Евгения Константиновна. — Когда слышишь такое, понимаешь: значит, все, что делаешь, имеет смысл. Значит, не зря».
После этого актриса была очень избирательна в профессии, поэтому зрители редко видели ее на экранах. Она часто отказывалась от предлагаемых ролей и объясняла это так: «Главное, как говорят актеры, судьбинушку сыграть, вот что интересно! А таких вот судьбинушек и нет практически». Но даже если бы фильм «Влюблен по собственному желанию» был единственным в ее творческой биографии, этого было бы достаточно для того, чтобы она вошла в историю кинематографа.