Как прошел первый снос по программе реновации в Москве
26.08.2018 Москва события
В рамках нашумевшей программы реновации произошел исторический момент — начался снос первого дома. Действие происходило на улице Константина Федина в Северном Измайлово, пропустить такое событие было нельзя.
Это самое начало большого представления, ведь всего в районе Северное Измайлово в программу реновации включено аж 179 домов. Восточный округ стал лидером по количеству домов, включенных в программу реновации (их более тысячи). Вокруг строительной площадки возвели красивый и аккуратный забор.
Первопроходцами стали два пятиэтажных блочных дома серии 1−510, которым в этом году исполнилось 57 лет. Блочные хрущевки этой серии считаются одной из самых распространенных в Москве.
Всё вырубить!
С учетом вышесказанного, непонятно, почему вся растительность во дворе бережно защищена.
Все показательно красиво. Перед тем, как снести жилой дом, его разбирают на комплектующие, оставляя лишь голые стены. Выносят стеклопакеты, весь возможный металл (решетки, двери, ванные и т. д.), все, что потом можно использовать как вторсырье.
Остается только скелет дома.
Рядом стоит второй дом, который будут сносить чуть позже. Он пока еще напоминает жилой дом с окнами и застекленными балконами.
Блочные дома серии 1−510 считаются более прочными, чем панельные хрущевки, и имеют больший срок эксплуатации (до 50 лет). В Москве насчитывается около 1100 таких жилых зданий. Однако многие дома к сегодняшнему дню устарели и находятся в аварийном состоянии. Поэтому их активно включают в перечни объектов, подлежащих сносу. Но тут не все так просто. На практике оказалось, что эту серию сложно сносить из-за толстых и прочных наружных стен.
Одна из главных проблем, которая неизбежно возникает при сносе старых блочных домов — это прочные наружные стены, которые представляют собой шлакокерамзитобетонные блоки. Во-первых они довольно крепкие и для их сноса приходится использовать специализированную технику (сегодня простой экскаватор с шаром-бабой уже сложно встретить). Во-вторых — это шлак, который за полвека превратился в пыль.
В какой-то момент прошел хороший ливень, а пыли было хоть бы хны.
Привет, шлакоблок!
Гидроножницы в несколько раз увеличивают скорость слома бетонных стен, перекрытий и плит по сравнению с классической шар-бабой.
Еще недавно на этих кухнях кипели кастрюли и в комнатах работали телевизоры. Жильцы всех 80 квартир были отселены месяц назад. Всего срок отселения двух 80-ти квартирных домов занял пять месяцев.
Час назад по нему спустился последний человек, который проверял каждую квартиру на присутствие посторонних лиц.
Последняя прогулка по сносимому дому. Сам я родом из Метрогородка, и куча моих друзей и одноклассников жили в таких домах. Их у нас в районе несколько десятков.
Идешь по лестничным пролетам, а из школьных лет всплывают воспоминания: в этой квартире жил Кузька, здесь тетя Шура. А эта квартира с проходной комнатой точь в тот как у Ваньки Спицына.
Планировки одинаковые, а хозяева везде были разные.
Где-то чувствуется, что квартиру любили, где-то явно снимали или квасили.
Микрокомнатки. Сейчас эти квартиры кажутся жутко тесными, а в детстве мы этого не замечали.
Теснота и уют. Когда-то такие квартиры являлись воплощением мечты советских граждан об отдельной жилплощади.
Прогуливаясь по оставленным квартирам, в голове невольно всплывали фрагменты фантастических книг про постапокалипсис.
Проходная комната с кладовкой.
Батареи спилили на металлолом.
На фото два сносимых дома и высотка, куда были переселены все 160 квартир.
Я хорошо знаю этот дом, он находится рядом со школой, куда мой сын ходит на курсы.
Я поговорил с людьми во дворе. Из тех, кто переселился из сносимых домов было три человека. Из их рассказов я выписал следующее:
— Для нас переселение было как снег на голову. Нас оповестили, и через неделю уже повели показывать квартиры в этом доме. Нам очень долго оформляли документы, так как в нашем случае были несовершеннолетние собственники и опека. А соседям, у которых один собственник, все сделали моментально.
— Хорошо, что переселили в соседний дом. Мы с сыном почти все вещи на руках перенесли. Только мебель перевозили.
— Когда ты соглашаешься с предложенной квартирой, тебе дают 15 рабочих дней на переезд, то есть три недели. Но пока последняя семья не съедет, дом сносить не будут. Нас предупредили о сносе в феврале 2018, а съехали мы в июне.
— Недостатки? Да как в любом новом доме. Многие делают ремонт, шумят. Сейчас еще не вечер, а на парковке почти нет свободных мест для машин. При том, что дом только наполовину заселен. Краны плохие — один уже заменили, второй течет, тоже будем менять. А так — кухня большая, комнаты тоже больше, коридор просторный. Потолки выше и вообще квартиры намного светлее. Ну как можно сравнивать новую квартиру с домом 60х годов… Лифт есть. Мы пока два месяца живем, там посмотрим.
(Пожилая женщина с внучкой)
— Недостатки? Да вы знаете, в какой стране мы живем? Вот такие и недостатки. Мы сначала боялись, переживали, а когда квартиру согласовали и переехали, все хорошо стало. Говорят многих будут переселят за несколько кварталов, а у нас дом соседний, мы школу не поменяли, все магазины, все осталось как было. Это удобно.
— Новый дом в любом случае лучше, чем-то, что у нас было. А если выступать против, то и не надо жить в нашей стране, так ведь, молодой человек?
(Женщина лет сорока)
— Мне с коляской намного удобнее. Раньше приходилось корячится на третий этаж, и потом она (коляска) занимала весь коридор. Сейчас есть лифт и просторный холл на этаже.
— Мы на третьем жили, и все равно очень темно в квартирах было из-за густых деревьев. Даже днем свет включали. А тут наоборот, муж даже жалюзи повесил в спальне.
(Молодая мама с коляской)
Лично у меня нет четкой позиции на счет программы реновации. Точнее у меня есть некоторые вопросы, на которые я пока ответы не получил. Но среди моих друзей и знакомых, которые попали в программу (три семьи), все с нетерпением ждут переселения в новые дома.