Жизнь прокаженных в Советском Союзе
11.08.2018 СССР жизнь
Лепра (или проказа) является одним из самых древнейших заболеваний в истории человечества. Упоминания о проказе можно встретить даже в Библии. Отношение к больным лепрой в СССР мало чем отличалось от отношения к ним во времена Средневековья.
Возбудитель и симптомы проказы
Возбудителями лепры являются микобактерии, которые были открыты в 1870-х годах норвежским врачом Герхардом Хансеном. На данный момент установлено, что бактерии передаются посредством выделений из носа и рта. Болезнь преимущественно поражает кожные покровы, слизистые оболочки и периферическую нервную систему.
Инкубационный период проказы может достигать 20 лет. К первым клиническим признакам заболевания относятся ухудшение общего самочувствия, сонливость, озноб, насморк, высыпания на коже и слизистой, выпадение волос и ресниц, снижение чувствительности.
Проказа в СССР
До 1926 года в СССР было всего 9 лепрозориев, то есть специализированных лечебниц для прокаженных. В них в общей сложности содержались 879 больных. Позже число лепрозориев увеличилось до 16-ти.
Ежегодно в Советском Союзе выявлялись новые больные лепрой. Правда, количество заболевших с каждым десятилетием неуклонно снижалось. Так с 1961 по 1970 годы в РСФСР было зарегистрировано 546 случаев проказы, с 1971 по 1980 годы — 159, а с 1981 по 1990 годы — всего 48. Наибольший процент заболеваемости приходился на Сибирь и Дальний Восток, а также на такие союзные республики, как Таджикистан, Туркмения, Казахстан, Узбекистан и Каракалпакия.
Пожизненная изоляция
До 50-х годов ХХ века понятия «амбулаторное лечение больных лепрой» не существовало вовсе. Вновь выявленные больные были обречены на пожизненную изоляцию в лепрозориях. Так, например, постановление Совета народных комиссаров от 10 июля 1923 года гласило: «Возложить на народные комиссариаты здравоохранения ведение точного учета всех больных проказой и заботу об обязательной изоляции больных». Несмотря на то, что в постановлении говорилось и о возможности лечения прокаженных на дому, на деле этого практически не осуществлялось.
По сути больные лепрой были приравнены к преступникам или врагам народа. Все лечебные учреждения находились более чем в 100 километрах от крупных городов, куда больных отправляли на вечную ссылку.
Все прокаженные подлежали строгому учету и контролю. На каждого из них составлялась индивидуальная карта, где указывались не только данные самого больного, но и вся информация о контактировавших с ним лицах.
Больные с диагнозом лепра не могли заниматься некоторыми видами трудовой деятельности, получать образование, служить в армии и даже пользоваться общественным транспортом.
Малолетние дети заболевших подлежали изъятию и помещению в интернаты. Чаще всего больные родители навсегда лишались возможности даже увидеться с ними.
Те, кто не выдерживал изоляции и сбегал из лепрозория, подпадали под уголовную ответственность, их объявляли во всесоюзный розыск и устраивали облавы.