2 августа — День пророка Илии
02.08.2018 праздники
2 августа российские православные христиане отмечают День пророка Илии — очень древний праздник, с которым связано множество любопытных традиций и поверий. Подобные праздники есть и в других христианских конфессиях — там они приходятся на другие дни, но тоже отмечаются очень бурно и весело. Кроме России, Илья-пророк весьма «популярен» в Греции, Грузии и большинстве славянских стран.
Связана такая любовь именно к этому библейскому пророку с тем, что он оказался «похожим» сразу на нескольких мифологических персонажей, которым разные народы поклонялись до принятия христианства. В результате праздники, посвященные этим персонажам, плавно и безболезненно превратились в день почитания пророка Илии, сохранив многие свои атрибуты.
Откуда взялись молнии и колесница
Еще в Византии, в первые века нашей эры, Илию иногда путали с древнегреческими богами — Зевсом и Гелиосом. Что и не удивительно — чисто внешне пророк кое-чем напоминал этих двоих. Как известно, Зевс, по представлениям древних греков, мог повелевать громом и молниями, а Гелиос, бог солнца, ездил по небу в огненной колеснице. И именно такими «способностями» обладал, согласно библейским легендам, пророк Илия.
Статуя Зевса, созданная в 776 году до н.э.
Точнее, так его воспринимали люди, не разбирающиеся в религиозных тонкостях. На самом же деле в Ветхом Завете описана история, когда Илия, пытаясь убедить израильского царя Ахаву отказаться от поклонения языческому богу Вааалу, предложил ему устроить своеобразное соревнование: поставить два жертвенника с дровами, один для Ваала, а другой для истинного Бога, и посмотреть, чьи молитвы помогут зажечь на них дрова. Жрецы Ваала долго взывали к своему божеству, но с их жертвенником ничего не произошло, а вот в жертвенник, сделанный Илией, с неба ударила молния. А позже пророк Илия за свои многочисленные заслуги был взят живым на небо.
Эти легенды нередко становились сюжетами для картин. Сцену с вознесением Илии на небо художники изображали по-разному, в том числе и так, словно он поднимался в воздух на летающей колеснице. В результате вскоре образ этого пророка уже прочно ассоциировался с молниями и колесницами, летящими по небу, то есть, с главными отличительными признаками Зевса и Гелиоса. А поскольку у Зевса, по мифам, был еще и довольно вспыльчивый и жестокий характер, Илие тоже стали приписывать суровый нрав. Впрочем, первые христиане все же не считали пророка в точности таким, как Зевс: его стали считать строгим только по отношению к грешникам.
Классическое изображение Гелиоса на древнегреческой амфоре
Заместитель Перуна и не только
Подобная метаморфоза произошла с пророком Илией и на славянских землях. У славян был свой бог-громовержец — Перун, кое в чем довольно похожий на Зевса. У него тоже была привычка чуть что — кидаться молниями в тех, кто ему не нравится, и держать всех в страхе. День Перуна в разных областях мог отмечаться в разное время, но чаще всего это был летний праздник. В древней Руси он, как правило, приходился на 20 июля. К этому дню на полях заканчивалась уборка хлеба, овощей и скошенной травы — после завершения такой большой работы необходимо было как следует отдохнуть.
Начинался День Перуна с принесения жертвы — громовержца необходимо было как следует задобрить. Для этой цели обычно выбирали самого большого, сильного и страшного на вид быка. Чтобы потом приготовить мясо этого быка, разводили костер, причем огонь для него добывал трением кто-нибудь из жрецов. После того, как огонь вспыхивал, начиналась основная часть праздника — танцы вокруг костров и прыжки через огонь, разные веселые соревнования. А поскольку Перун считался не только повелителем грозы, но еще и покровителем воинов, обязательным пунктом праздничной «программы» в его день были состязания между мужчинами — кулачные бои и битвы с разным оружием.
Так наши предки представляли себе Перуна
После принятия христианства на Руси, пророк Илия в определенном смысле заменил Перуна. Праздник, посвященный богу-громовержцу, остался прежним — он только сменил название на Ильин день, и начинать его стали не с жертвоприношений, а просто с зажигания костров. В некоторых областях Ильин день долгое время продолжали отмечать 20 июля, а кое-где праздновали дважды — и в этот день, и 2 августа.
Как и византийцы, славяне тоже стали воспринимать Илью-пророка грозным любителем напугать грешников громом и молнией. Однако это не мешало им устраивать в его день веселые народные гуляния с песнями, хороводами и вкусным угощением. Чаще всего, Ильин День отмечался на свежем воздухе, где-нибудь в поле, и на празднование собирались жители нескольких расположенных по соседству деревень.
Позже, приблизительно в XII веке, Илью-пророка на Руси стали путать с другим Ильей, тоже причисленным к лику святых — с Ильей Муромским. Несмотря на то, что особого сходства, кроме имен, между этими святыми нет, пророку Илие даже сейчас иногда приписывают некоторые факты из жизнеописания его муромского тезки — например, в некоторых посвященных ему статьях говорится, что это он, а не Илья Муромец, первые 33 года своей жизни тяжело болел и не мог даже встать с постели.
Икона Ильи Муромского
Дождь — хорошая примета
С Ильиным днем на Руси было связано много разных примет, касающихся погоды. Считалось, что именно в этот день, 2 августа, лето уступает место осени и что это последний день, когда можно купаться в реках и озерах. Скорее всего, эта примета была связана с тем, что в августе в водоемах обычно начинается цветение водорослей, и купаться там, во-первых, не очень приятно из-за их специфического запаха, а во-вторых, опасно из-за разных инфекций. Кроме того, наши предки верили, что погода в Ильин день указывала на то, каким будет следующее лето: если в этот день пойдет дождь, следующий год будет урожайным.
Икона пророка Илии