Потомки Жоржа Дантеса: как сложились их судьбы
09.06.2018 знаменитости биографии
Пушкинисты старательно отслеживают судьбу наследников великого поэта, а вот о потомках Дантеса не желают вспоминать. Разве могут заслуживать внимания дети и внуки того, кто убил русского гения? Но судьбе угодно было навсегда вписать в историю Дантеса наравне с Пушкиным, той роковой дуэлью подарив ему бессмертие. Вот только имя русского поэта стало своеобразным проклятием для наследников Жоржа. Тень злополучной дуэли до сих пор окружает потомков Дантеса и не позволяет им найти пути примирения с наследниками Пушкина.
Роковое влечение дочери Дантеса
В 1840 г. в фамильном имении Дантеса в Сульце на свет появилась дочь Леония-Шарлотта. Любуясь подраставшей малышкой, Жорж вряд ли мог предположить, что в её лице коварная судьба нанесёт ему сокрушительный удар в спину. Именно Леония стала его проклятием и вечным напоминанием о дуэли, убитом русском поэте и России.
Дочери Дантеса: Слева направо: Леони, Матильда, Берта. Акварель Леопольда Фишера. 1843
Леония-Шарлотта отличалась незаурядным умом, нестандартным мышлением и склонностью к точным наукам. Она с лёгкостью прошла на дому полный курс обучения Политехнической школы. Уже за эти таланты французскую девушку тех лет могли бы окрестить ненормальной, ведь в идеале ей стоило интересоваться иными вещами. Но роковой для Леонии Дантес стала не математика, а непостижимая любовь к России и Пушкину.
Русский язык был под запретом в семье Дантеса, но девушка самостоятельно в совершенстве освоила его. Пушкин стал для Леонии истинным кумиром, а в отце она видела воплощение ненавистного человека, прервавшего жизнь великого гения. Роковая пуля поэта настигла Дантеса спустя годы в виде обвинений родной дочери.
Екатерина Дантес (Гончарова) — супруга убийцы Пушкина и мать его детей.
Русский поэт стал для Леонии своеобразной иконой. Её комната была увешана его портретами, а книжные полки заполнены его сочинениями. Многие произведения девушка заучила, словно молитвы, наизусть. Она знала не только поэмы, но даже целые эпизоды из «Капитанской дочки». Дух Пушкина на всю жизнь стал непробиваемой стеной между Дантесом и Леонией, которая в одной из ссор назвала отца убийцей и никогда больше не общалась с ним.
Живя во Франции, она всей своей душой была настоящей русской. Леония обожествляла Пушкина и была влюблена в его родину — Россию, где ей не довелось побывать. Всё это стало причиной для признания девушки душевнобольной. Дантеса раздражало постоянное напоминание о Пушкине и России. Он поместил дочь в клинику для душевнобольных в Париже, где она провела более 20 лет и умерла в 1888 г.
Судьба Дантеса и других его детей
Образ Дантеса-убийцы, который неизменно возникает в сознании русских, для французов выглядит иначе. Жорж прожил долгую жизнь, сделал отличную политическую карьеру и поднял на ноги четверых детей, так и не женившись после смерти супруги. Он был прекрасным мэром города Сульца, где именно благодаря ему появились первый водопровод и городская канализация. Лишь Леония-Шарлоттта стала тёмным пятном на светлом имени благонравного семьянина. Но, не имея доподлинных доказательств, сложно утверждать, была она действительно душевнобольной или просто раздражала отца своей русской душой.
Жизнь иных детей Дантеса сложилась более прозаично, без особых зигзагов судьбы. Дочь Матильда вышла замуж за генерала Луи Матмана. Берта-Жозефина стала светской дамой и женой графа Вандаля. Сын Луи-Жозеф никакой карьеры не сделал. Он поселился в фамильном замке и занимался многочисленными виноградниками поместья.
Парадоксы судьбы праправнука Дантеса
Тень Пушкина преследует даже современных потомков Дантеса. В судьбе барона Лотера де Геккерна можно найти немало удивительных совпадений. Ни один из наследников Пушкина не написал ни строчки, боясь оказаться в тени славного предка. Праправнук Дантеса не только пишет стихи (ещё и пером), но даже издал свой сборник, посвящённый великому поэту России. В переводе название подборки звучит символично — «Погибнуть вместе с Пушкиным». Лотер надеется, что его творение покупают ради самих стихов, а не чтобы хвалиться наличием книги потомка Дантеса. Подобно своему прапрадеду, он сам воспитывал детей — жена ушла от него к другому.
Давая в 2006 г. интервью журналистке из России, барон показал могилы Дантеса и его русской жены в семейном склепе. При этом Лотер отметил, что здесь похоронена и учительница, которая привила ему любовь к литературе. Вопреки традициям, в дворянском склепе для неё было выделено место. Не напоминает ли эта история об Арине Родионовне? Барона искренне печалит, что никого из родственников не волнует дальнейшая судьба склепа.
Барон Лотер — потомок Дантеса, живущий в наши дни.
Живущий в Нанте Лотер — ещё один потомок Дантеса, для которого имя Пушкина оказалось не пустым звуком. Только в отличие от Леонии он уверен, что его прапрадед никак не виноват в гибели поэта, ведь всё было по-честному. Барон считает, что Дантес просто хотел быть любимым, а поэт любил дуэли и «сам соткал себе саван».
Дуэль Пушкина с Дантесом
Лотер мечтает объясниться с наследниками Пушкина, но те пока не готовы оказать такой чести. Двери их дома захлопнуты для Дантесов, и никто не стремится первым подать руку примирения даже спустя почти два века.