Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

24.05.2018   биографии   актеры

24 мая исполняется 71 год актрисе театра и кино, заслуженной артистке России Светлане Тома. В ее фильмографии больше 50 работ, но большинству зрителей она известна по роли цыганки Рады в фильме «Табор уходит в небо». Эта роль стала вершиной ее творческой биографии и подарила ей всесоюзную популярность, но взамен отняла очень многое и стала для нее роковой.

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

Настоящая фамилия актрисы — Фомичева. Она родилась в 1947 г. в Кишиневе, а звучный псевдоним достался ей от прабабушки-француженки, поэтому ударение в нем ставится на последний слог: «…ведь это фамилия французская. Она принадлежит моей прабабушке. В мамином роду много кровей перемешалось: и венгерская, и русская, и австрийская. А по паспорту я — Фомичева, это фамилия папы, он у меня русский».

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

В детстве Светлана не мечтала об актерской профессии и после школы поступила на юридический факультет Кишиневского университета, но ее судьбу решил случай, который стал поворотным моментом и в ее карьере, и в личной жизни. Однажды на остановке к девушке подошел ассистент режиссера Эмиля Лотяну и предложил ей сниматься в кино. Тогда она не отнеслась всерьез к этому предложению — восприняла это как попытку познакомиться. Но режиссер проявил настойчивость и убедил ее приехать на пробы в фильм «Красные поляны».

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

Светлана Тома и Эмиль Лотяну

Светлана стала музой режиссера Эмиля Лотяну, а затем и его гражданской женой. Она была его Галатеей — именно благодаря ему происходило ее становление как актрисы. На тот момент ей было всего 17 лет, она была неопытной, неуверенной в себе и смотрела на режиссера снизу вверх: «Ему было всего-то 29 лет, но мне он казался таким взрослым. Он был для меня все: и муж, и отец, и брат, и сват — весь мир сосредоточился на нем». По его настоянию она взяла псевдоним — режиссер считал, что фамилия Фомичева недостаточно звучная для этой профессии. Актриса не верила в то, что сможет сыграть главную роль в фильме «Табор уходит в небо», но Лотяну видел в этом образе только ее.

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

Попадание в образ было стопроцентным. Светлана была настолько убедительна в образе Рады, что даже цыгане принимали ее за свою. Однажды на премьере фильма в Виноградове, где проходили съемки, к ней подошел цыганский баро и сказал: «Ты настоящая цыганка, только скрываешь это, ай как нехорошо!» А в кинотеатре в Харькове цыгане оккупировали зал, а когда актриса вышла к ним после показа — не поверили, что это — та самая Рада. В жизни актриса была совсем не похожа не свою героиню: «Ну и я вышла к ним. С хвостиком, в очках — я близорукая. Ну что сказать — они были в шоке. Мне пришлось уйти со сцены — они кричали, они возмущались так, они вызвали директора, они грозили, что подадут на него в суд…».

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

Зато сходством с Радой пользовались мошенники — после выхода фильма по стране гастролировало несколько ансамблей под названием «Табор уходит в небо», где солисткой значилась Светлана Тома, на самом деле не подозревающая об этом. Самозванки давали интервью журналисткам и выдавали себя за актрису в гостиницах, что доставляло ей немало неприятностей.

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

Эта роль стала звездным часом актрисы. Фильм стал лидером проката 1976 года, собрав у экранов 65 млн зрителей, и получил главный приз на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, а Светлана Тома была признана лучшей актрисой года по результатам опроса журнала «Советский экран». «Табор…» закупили 112 стран мира, и это стало рекордом кинопроката.

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

Но этот успех имел и обратную сторону: после выхода фильма актрисе предлагали однотипные роли, она еще несколько раз играла цыганок. Светлана признавалась: «В этой жизни все так многомерно и непросто, и всегда есть две стороны медали. Если положить на одну чашу весов Раду, а на другую — все остальное, что я сделала в кино, то первое перевесит. Но это и счастье и беда, если рассматривать этот успех с той точки зрения, что можно было и после „Табора“ сделать что-то равноценное… Мне было очень трудно вырываться из этого круга. Зрителя я понять могу: ему это очень понравилось, и он ждал продолжения… Они хотели видеть меня в цыганской юбке и пестром платке. Я протестовала, стремясь доказать им, что я актриса и могу что-то еще кроме Рады. Но они свистели, кричали, требовали своего. Сколько сил уходило, чтобы завоевать зал!».

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

За творческой драмой последовала и личная трагедия: после этого фильма отношения актрисы и режиссера, которые и до этого были непростыми, сошли на нет. Вскоре он приступил к съемкам фильма «Мой ласковый и нежный зверь», где главная роль досталась 16-летней Галине Беляевой, которая вскоре стала его женой. А Светлана сыграла эпизодическую роль и была вынуждена смириться с тем, что и на съемочной площадке, и в сердце режиссера ее место заняла другая женщина. Но она нашла в себе силы понять и простить человека, которого не переставала любить.

Почему роль цыганки Рады стала роковой для Светланы Тома

В 1990-х гг. в эпоху кризиса в кинематографе Светлана Тома, как и многие актеры, осталась безработной. Она устроилась риэлтором, но эта профессия дохода не приносила, часто приходилось сидеть на хлебе и каше. Но она не жаловалась на судьбу и не боялась любой работы. В 2000-х гг. ей посчастливилось снова вернуться на съемочную площадку. Ее дочь Ирина Лачина тоже стала актрисой, и в нескольких проектах они сыграли вдвоем.

Источник