Как собирают мотоциклы «Урал»

15.03.2016   мотоциклы

Многие, с кем общался об этой поездке в небольшой уральский городок Ирбит, удивлялись, что мотоциклы «Урал» до сих пор живы, собираются и продаются. Как-то этот бренд канул в Лету в последние годы. Совсем забылся. А он жив, в целом даже здоров и неплохо продается, причем на Запад. Я прогулялся по сборочному цеху и выяснил, как там все обстоит.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Как собирают мотоциклы «Урал»

Начнем с фасада. Опознать в этом сером здании некогда завод-гигант сложно. Стела с мотоциклом плохо видна с дороги из-за запущенного сквера. Вывесок нету. Большая часть здания, которое было когда-то заводоуправлением, сдана в аренду под магазины, лавки, кафе. Розовые двери на заднем плане и есть проходная, через которую почти никто не проходит.

Как собирают мотоциклы «Урал»

На предприятии по производству мотоциклов «Урал» работает чуть больше ста человек. Для сравнения: в советские годы рабочих было 10 тысяч.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Строго говоря, эти мотоциклы правильнее было бы называть Ural, чем «Урал». Потому что большинство комплектующих в них импортные. Знатоки мототехники наверняка многозначительно покачают головой, когда увидят список брендов, которые поставляют компоненты в Ирбит. Телескопические вилки Marzocchi, амортизаторы Sachs, генератор Denso, аккумулятор Yuasa, зажигание Ducati, подшипники SKF, шестерни Herzog, манжеты NAK, дисковые тормоза Brembo, электронный впрыск топлива на основе компонентов Bosch и Delphi. В общем, полный фарш по мотоциклетным меркам.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Из нашего советского здесь: трубы для рамы, литье для двигателя и листы для коляски.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Мотоцикл «Урал» во многом самый-самый и единственный в мире. Загибаем пальцы: единственный всесезонный, не боящийся мороза мотоцикл.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Единственный серийный мотоцикл с коляской.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Единственный полноприводный мотоцикл. Да, такое тоже бывает. Если забрался в непролазное, можно жестко подключить колесо на коляске. В этом режиме мотоцикл может ехать только прямо, но зато вывезет из любой каши.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Ребята с завода рассказали, что регулярно выбираются на мотоциклах в леса и горы, добирались до перевала Дятлова, а по трассе «Урал» спокойно идет 110 км/ч.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Станки на заводе в основном советские, но есть и новые — например, эта лазерная вырезалка.

Как собирают мотоциклы «Урал»

В цеху окраски работают в основном женщины. Мужики трудятся на сварке, резке и сборке. Один работяга может обслуживать по 10 станков. Работа неспешная, потому что норма — 5 мотоциклов в день. В советское время за каждым станком было по два рабочих, трудились в две смены. В год предприятие выдавало по 10 000 единиц техники.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Работой на заводе дорожат. 25 000 рублей в Ирбите на дороге не валяются.

Как собирают мотоциклы «Урал»

В год предприятие выпускает около 1000 мотоциклов. 99% идут на экспорт. Работают по предоплате. Дилеры собирают заказы — через несколько недель покупатель получает свой «Урал». В России их покупают богатые люди, которых накрыла ностальгия. На Западе — фанаты сурового милитари и любители забраться в дебри. По проходимости «Урал» вне конкуренции. Эндуро, мотоциклетные кроссоверы и тому подобная техника противопоставить ничего не могут. Бой дать сможет разве что квадроцикл или багги.

Как собирают мотоциклы «Урал»

В России «Урал» можно купить только в трех местах. В США дилер есть почти в каждом штате, в некоторых — по два. Мотоциклы ежегодно проходят жесткое тестирование в США и Европе, чтобы соответствовать экологическим нормам и нормам безопасности. Все тесты «Урал» проходит.

Как собирают мотоциклы «Урал»

По большому счету есть всего две модели «Урала». Они отличаются только внешним видом. Одна под ретро, другая посовременнее. Конструктив весь идентичен. Зато больше 60 вариантов раскраски.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Сборка стапельная, что обеспечивает высокое качество.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Сборочный цех удивил своей продуманностью. Все по полочкам, коробочкам. Все четко.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Здесь собирают сцепление.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Как собирают мотоциклы «Урал»

А это скоро будет мотором.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Конструкции уже много лет. Да и по большому счету современный «Урал» — это лишь глубоко модернизированная версия прототипа мотоцикла BMW 40-х годов. Но об истории расскажу в другом посте.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Как собирают мотоциклы «Урал»

Скелет обрастает кишками.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Как собирают мотоциклы «Урал»

Вот они, тормоза Brembo. Кто в теме, тот поймет

Как собирают мотоциклы «Урал»

Даже на экспортных вариантах «Урал» пишется по-русски.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Как собирают мотоциклы «Урал»

Покраска порошковая — тоже самая модная.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Как собирают мотоциклы «Урал»

Для россиян такой мотоцикл обойдется в сумму около 500 000 рублей.

Как собирают мотоциклы «Урал»

На специальном стенде тестируют и обкатывают каждый мотоцикл.

Как собирают мотоциклы «Урал»

«Урал» может дать массу поводов для скепсиса: дорогой, архаичный, ничего русского в нем уже нет.

Как собирают мотоциклы «Урал»

Но есть и повод для позитива. Завод пусть и в таком виде, но сохранили, бренд жив. А главное, пользуется спросом, продиктованным не модой, а прагматикой. «Урал» — бескомпромиссный проходимец, при этом может везти груз до 150 кило (по паспорту, в реальности больше). Отличный выбор для любителя путешествий. «Урал» кроме харизмы обладает еще и потребительскими свойствами, потому его и покупают.

Но ощущение все-таки двойственное. Хотя предприятие живо и как-то развивается. В сравнении с тем, что было в советские годы, выглядит все несколько удручающе. Но себя можно успокоить тем, что «Урал» с производства массового продукта перешел на эксклюзивный.

Источник