«Такое странное Средневековье» или несколько весьма интересных фактов об искусстве того времени. Часть 1
04.03.2018 история искусство любопытное
Средневековое искусство немного странное. В большой и дружной семье истории искусств это что-то вроде престарелого дядюшки-наркомана, который живет в подвале с кошками и ходит в одних трусах. Мы все очень гордимся замечательными произведениями, которые подарила нам эпоха Античности, эпоха Возрождения и так далее, но, когда дело доходит до промежутка от 1000 до 1500 года нашей эры, мы все вдруг начинаем стеснительно кашлять и пытаемся аккуратно и незаметно сменить тему. И именно это делает средневековое искусство таким замечательным.
В течение более 500 лет художники не пытались убить себя перед камерой, прибить себя за мошонку к брусчатке Красной площади или убедить зрителей в том, что краска, которую они бесформенными подтеками вылили на холст, символизирует что-то еще, кроме отчаянной паники из-за приближающегося дедлайна. Многие из средневековых художников были просто скучающими монахами, которые ковырялись в древних книгах, чтобы скоротать время, а когда становилось совсем невмоготу, они принимались творить…
Кролики-убийцы
Средневековые монахи создавали «священные манускрипты» и книги, в которых каждая страница была заполнена различными прекрасными произведениями искусства. Иногда в таких изданиях на целых страницах изображались цветы и плющ; добавлялись глубокие философские мысли, которые шли наряду с интересными историями и рассказами, и многое другое. А иногда они рисовали просто кроликов, которые разбивают голову. Кролики, которые наносят вред человеку — это, на самом деле, весьма распространенная тема в средневековом искусстве, и никто по факту не понимает, почему.
Есть иллюстрации, где эти «милые» животные сражаются в битвах, убивают рыцарей, похищают женщин, избивают и убивают людей при помощи топора. То, почему именно кролики являются по факту Средневековыми серийными убийцами, может объясняться тем, что скучающие монахи, которые бродили по полям, просто от скуки рисовали спокойно пробегающих мимо них животных, только в весьма извращенной форме.
Они думали, что кролики, таким образом, мстят людям за их отлов. Именно поэтому появилось много различных иллюстраций, которые олицетворяют неизбежные восстания кроликов. Но стоит заметить, это всего лишь теория. На самом деле, никто не знает, правда ли это или нет, но «кролики-маньяки» никуда не делись.
Коты, которые вылизывают свои задницы
Иллюстрации с котиками существовали намного раньше, чем появился интернет. Средневековые художники рисовали массы различных картинок милых и красивых котиков, в принципе, как и сегодня. Но одно отличие есть. Художники не особо концентрировались на их «ми-ми-ми-шности». Они считали, что есть только один момент, который достоин того, чтобы его зарисовали, и это тот момент, когда кот или кошка вылизывает свою промежность. Средневековая эпоха оставила нам весьма объемную коллекцию иллюстраций котов, которые облизывают свои собственные гениталии, и иногда они были уж больно реалистичными.
Но в большинстве случаев котов изображали этаким кругом, в котором явно было виден язык животного и его анус. До наших дней сохранились изображения этих милых созданий и в черновом варианте, и на полноценных картинах. Художники также рисовали таких животных рядом с Иисусом Христом. Один монах даже нарисовал такой образ в иллюстрированной копии Библии, когда Христос воскресает, а рядом с ним сидит кот и вылизывает себе задницу.
Женщина верхом на Аристотеле, как на пони
Греческий философ Аристотель появляется на многих картинах, но в течение короткого периода, который был в начале эпохи Возрождения, художники решили придать его образу некую экстравагантную изюминку, поставив его в прямом смысле этого слова в весьма специфическую позу. В течение нескольких лет многие художники создавали разные картины, сюжет у которых был один: Аристотель на четвереньках, а сверху сидит пышнотелая дама, которая управляет им, как пони.
В зависимости от художника, у философа во рту могла быть пририсована уздечка. Иногда пышнотелая дама даже замахивалась на него хлыстом. Но, в целом, если охарактеризовать картины в общем, то задумка была одна — обнаженная полная женщина, шлепающая отца научной мысли по заднице или же по спине. Похоже, это был какой-то странный фетиш. Все картины были написаны из-за популярной истории о жене Александра Великого, которая обманула Аристотеля и залезла на него, чтобы прокатиться на философе, как на пони.
Похоже, это тот креатив, до которого средневековые учителя додумались, чтобы сделать свои рассказы хоть чуточку интересными для детей. Мораль этой истории заключалась в том, что женщины — это злые соблазнительницы, и нам всем необходимо воздержаться от плотских удовольствий. Средневековые художники продемонстрировали всему миру, что они были выше похоти, рисуя картины обнаженной дамы, избивающей парня, пока она каталась на нем, как на пони.