Флоренс Фостер Дженкинс — оперная певица, которая не умела петь
09.11.2017 женщины искусство
Марк Твен когда-то заметил: «Если в человеке сочетается невежество и уверенность в себе, то успех неизбежен». В 1944 году на одной из престижнейших музыкальных площадок Карнеги-Холл в Нью-Йорке с аншлагом прошел концерт Флоренс Фостер Дженкинс. История этой женщины уникальна тем, что она сумела добиться колоссального успеха, не имея ни чувства ритма, ни голоса.
Будущая певица родилась в 1868 году в богатой семье промышленника Чарльза Дарранса Фостера. С детства девочка играла на фортепиано, некоторые даже считали, что Флоренс — одаренный ребенок. Когда в 17 лет девушка заявила о намерении посвятить себя музыке, она встретила со стороны родителей категорический отказ. Отец не желал оплачивать подобное занятие своей дочери. Тогда Флоренс вышла замуж за Фрэнка Дженкинса, который был в два раза старше ее, и укатила из Пенсильвании в Филадельфию.
Их брак продлился три года. Когда Флоренс узнала, что муж заразил ее сифилисом, она подала на развод. Но это было не худшее, что могло случиться. Все мечты Флоренс сталь профессиональной пианисткой так и не сбылись, потому что она повредила себе руку. Но женщина не отчаялась. В начале ХХ века она с матерью (отец на тот момент уже умер) переехала в Нью-Йорк. Флоренс организовала «Клуб Верди», где собирались любители классической музыки. Она поощряла музыкальные таланты, а сама решила стать оперной певицей.
Флоренс Фостер Дженкинс относилась к тем редким людям, которые были уверены в своей неотразимости и таланте. Наследство отца позволило женщине брать уроки пения и жить так, как ей хочется.
Афиша выступления Флоренс Фостер Дженкинс в 1944 году в Карнеги-холл.
В 1912 году новоиспеченная оперная певица на собственные деньги организовала сольный концерт. Затем последовали другие выступления. Правда поначалу на ее концерты приходили только знакомые и музыканты из «Клуба Верди», в чье развитие она вкладывала деньги, но постепенно Флоренс стала знаменитостью.
Уникальность Флоренс была в том, что у нее напрочь отсутствовало чувство ритма, а со своим голосом она не умела обращаться правильно. Критик Даниэль Диксон писал о ней: «Она кудахтала и вопила, трубила и вибрировала. Когда приходило время петь, она забывала обо всем. Ничто не могло её остановить. Она думала, что она великая артистка». Сама же певица, слыша из зала смешки, считала, что это просто злопыхатели, завидовавшие ее таланту. Флоренс считала себе непревзойденной вокалисткой. Этот феномен еще называется «эффект Даннинга-Крюгера», когда человек считает, что он гениален, несмотря на то, что это не так.
В 1937 году звукозаписывающая компания Meloton Recording сделала предложение певице записать грампластинку. Когда Флоренс пришла в студию, она отказалась от какой-либо репетиции, сказав, что и так все превосходно исполнит. Каково же было удивление работников студии, когда певица сказала, что с первого раза она спела идеально, поэтому грампластинки должны быть отпечатаны именно на этих записях.
25 октября 1944 года для Флорес Фостер Дженкинс состоялось знаковое событие — выступление на самой престижной музыкальной площадке Карнеги-холл. Это был полный аншлаг, люди выкупили билеты еще за несколько недель до концерта, причем их цена составляла $ 20 (довольно много по тем временам).
Мерил Стрип в роли Флоренс Фостер Дженкинс.
76-летняя Флоренс отдала все свои силы этому концерту. Через месяц после выступления она умерла. Некоторые считали, что женщину слишком задевали жесткие и насмешливые отзывы критиков. Она вздыхала: «Они такие невежи, такие невежи!»