Будни старейшей школы русского балета
15.08.2017 искусство Россия
Здание Академии имени Вагановой на улице Зодчего Росси помнит почти весь цвет российского балета
Академия русского балета им. Агриппины Вагановой — одна из старейших балетных школ мира и одно из первых учебных заведений России. «Танцовальная ее императорского величества школа» была основана в 1738 году императрицей Анной Иоанновной и располагалась в Зимнем дворце. Тогда на попечении первого танцмейстера школы, француза Жана Батиста Ланде были 12 девочек и мальчиков, набранных среди детей дворцовых служащих. Императорская фамилия финансировала нужды школы, посещала ее выпускные, принимала участие в судьбе воспитанников.
Тесную связь с высшими сферами российского государства, как бы оно ни называлось, школа сохраняет и по сей день, что объясняется особым статусом балета в культурной и политической репрезентации российской власти. Неудивительно, что решение о назначении новым ректором академии народного артиста России Николая Цискаридзе в октябре 2013 года было принято на самом верху, а в реконструкции комплекса на ул. Зодчего Росси участвовала корпорация «Ростех», которая, в частности, помогла расселить квартиры из исторического здания.
Воспитанники о своем ректоре Н. М. Цискаридзе: «Стали детей опрашивать, какой он, Николай Максимович? Он кричит?» — «Кричит!» — «А вы его боитесь?» — «Нет, не боимся!» И вдруг какая-то девочка говорит: «Не страшно, когда он кричит, страшно, когда шутит».
Концертмейстер Мария Иванова.
Николай Цискаридзе: «Балетом и спортом могут заниматься только очень здоровые дети. Сегодня дикое количество больных детей со страшными искривлениями позвоночника, пороком сердца, разными увечьями»
Егор Геращенко, выпускник академии 2017 года. Педагог — Николай Цискаридзе. Большой театр.
На уроке. Профессор кафедры классического и дуэтно-классического танца Л. В. Ковалева.
На репетиции. Ученицы Людмилы Ковалевой — Дарья Ионова, Анастасия Нуйкина, Мария Буланова.
Элеонора Севенард из рода Кшесинских — выпускница 2017 года. Получила приглашения в Мариинский и Большой. Выбрала Большой театр.
Интерьер кабинета истории отечественной хореографии.
Репетиционный зал им. М. И. Петипа.
Коридор 5-го этажа. На стене фотография Николая Цискаридзе, работа знаменитого московского балетного фотографа Леонида Жданова.
Фрагмент костюма В. Ф. Нижинского (балет «Видение розы»).
Костюм Николая Цискаридзе из балета «Синий бог», 2005 год. Реконструкция костюма по эскизу Льва Бакста 1911 года.
«Вагановки».
Репетиционный зал на 3-м этаже с портретом Марины Семеновой Альфреда Эберлинга, долгие годы служившего придворным живописцем Николая II. Он писал прима-балерин Мариинского театра, а после революции — Кировского театра.
Репетиционный зал имени М. И. Петипа.
Н. М. Цискаридзе о профессии: «Надо научить организм бороться с самим собой».
Скульптура из собрания кабинета истории отечественной хореографии.